Странам африканского континента следовало бы дважды подумать о китайских кредитах, пишет Bloomberg.
Многие страны Африки, к примеру Замбия, взяли моду брать кредиты у китайских банков для реализации, в основном, инфраструктурных проектов, включая постройку аэропортов, больниц, жилых домов и дорог, соединяющих все объекты между собой. У вышеупомянутой Замбии китайские кредиты уже составляют треть от ее всего внешнего долга, который вырос в семь раз за последнее десятилетие. Это вынуждает ее правительство просить об отсрочке выплаты кредитов как минимум в этом году. Некоторые пытаются оспорить законность такого инвестирования, исчисляемого в долларовых миллиардах, которое якобы было согласовано без подтверждения местного парламента.
Ниже приведена статистика китайских кредитов, предоставленных странам Африки. Статистика взята из статьи Bloomberg.
Странам африканского континента следовало бы дважды подумать о китайских кредитах, пишет Bloomberg.
Число единомышленников, активистов и политиков, которые ставят под сомнение чрезмерный приток китайских кредитов, постоянно растет. Исследователи из Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) заявляют, что Африка впадает в долговую яму, и глубина этой ямы оцифровывается примерно в 150 миллиардов долларов. Ситуация также серьезно усугублена вспышкой коронавируса. Законодатели Нигерии считают, что соблазн кредитов неблагоприятный. Активисты в Кении требуют, чтобы правительство опубликовало условия кредитного договора для строительства 470-километровой железной дороги. Президент Танзании, Джон Магуфули, называет соглашение, заключенное его предшественником с китайскими инвесторами о строительстве порта стоимостью в 10 миллиардов долларов, “сделкой сумасшедшего”.
И если правительствам африканских стран приходится туго с отстаиванием собственных интересов в кредитных переговорах из-за постоянной нехватки денежных средств, волна надвигающихся дефолтов с их стороны также одновременно создает риски для китайской стороны. Экономически утвердившись на континенте, ответственность за потенциальные экономические бедствия частично понесет китайская сторона для сохранения своего геополитического влияния.
Bloomberg пишет, что начало кредитования африканских стран Китаем уходит в 60-ые годы прошлого века, когда Мао Цзедун стал обеспечивать поставку оружия и обучение кадров, чтобы поддерживать освободительные движения, направленные против европейских колониальных держав. Однако поддержка в один момент стала ограниченной из-за экономической нестабильности Поднебесной. Сейчас же, когда Китай уже превратился в экономическую сверхдержаву, он стал нуждаться в новых рынках сбыта и полезных ископаемых для расширения собственного производства и политического влияния. Только за последние два десятилетия Пекин выдал кредиты странам “третьего мира” объемом, сопоставимым с масштабами “Плана Маршалла” после Второй мировой войны.
Таким образом, в Африке Пекин стремился заполнить политический вакуум, который образовался после того, как у США и Европы ослаб геополитический интерес к континенту после окончания Холодной войны. Как раз правительства стран Африки жаждали займов, не связанных с жесткими экономическими ограничениями со стороны западных финансовых институтов. Китай же оперативно начал утверждать выдачу кредитов, не обращая внимание даже на то, что деньги финансировали режимы, обвиняемые в коррупции и нарушении прав человека. [Однако здесь нужно учитывать историческую позицию автора статьи и главреда — примечания переводчика]. В то время для Китая, как для восходящей экономической державы, Африка была привлекательным местом, которое также не оспаривалось Западом. Странам Африки тем более не приходилось выбирать.
Трудно не заметить и китайских следов в Африке. В Гвинее-Бисау, крошечной стране на западе Африки, знаки выхода в здании правительства отмечены китайскими иероглифами. В Мозамбике китайские банки финансировали самый длинный мост на континенте (2 милли), который соединяет столицу (Мапуту) с курортной зоной и Южной Африкой. Китай также помог финансировать музейные объекты в Сенегале, которые до недавнего времени включали в свои выставки китайские экспонаты. Bloomberg отмечает, китайские банки профинансировали пятую часть от всех крупных проектов, становясь крупнейшим инвестором в инфраструктурном секторе. Для соблюдения гарантированной выплаты как минимум четверти от общей суммы долга африканские страны заложили будущие доходы от собственного экспорта под выплату кредитов, включая доходы от продажи нефти, какао, меди и других продуктов.
Однако кредиты частных инвесторов по-прежнему официально составляют больше половины от всего общего долга континента. Germany’s Kiel Institute for World Economy (Кильский исследовательский институт в Германии), цитируемый автором статьи, сообщает, что Китай кредитовал сумму, которая превосходит кредиты Международного валютного фонда, Всемирного Банка и Парижского клуба (межправительственная организация развитых стран-кредиторов). Также многие кредитные соглашения остаются конфиденциальными. Это, несомненно, вызывает большие подозрения, что долг перед Китаем может оказаться гораздо больше, чем официально декларировалось ранее. Кильский институт также утверждает, что до 2016 в МВФ и Всемирному Банк даже не сообщалось примерно и о половине китайских кредитов (приблизительно 200 миллиардов), предоставленных странам “третьего мира”. Такая тенденция параллельна с кредитным бумом 70-ых, который привел к неизбежному долговому кризису развивающихся стран декадой позднее. Эксперты в Кильском институте утверждают, что волна дефолтов неизбежна — вопрос лишь в том, какой по силе она будет.
Политика о неразглашении кредитных условий, не подвергающихся общественному контролю, вызывает опасения о коррумпированности африканских чиновников. Например, в 2015 году в рамках антикоррупционной кампании в Китае был арестован один бизнесмен из Гонконга, который якобы заключил посредническую многомиллиардную сделку в Африке. Bloomberg утверждает, что его бизнес-империя финансировалась китайскими государственными банками — следствие продолжается до сих пор.
Администрация Дональда Трампа обвиняет Китай в политических махинациях, в которых Поднебесная “накачивает” неплатежеспособные страны долгами, чтобы вследствие присвоить важные активы и усилить свое геополитическое влияние. Однако некоторые иследователи утверждают, что подобные оценки ситуации слишком преувеличены. Согласно исследованию от John Hopkins University, до настоящего времени Китай не пытался конфисковать собственность или подавал в суд для обеспечения исполнения долговых обязательств. Самое вероятное, что может случиться в случае невыполнения долговых обязательств — это, что и произошло в Шри-Ланке, когда осуществилась продажа контрольного пакета акций морского порта, на строительство которого использовался кредит, китайской компании в 2017 году, т.е. приватизация, а не обмен долга на акции.
Радикальная критика и замедленный темп экономического роста, однако, заставляют Китай думать дважды. Его многомиллиардный инфраструктурный проект “Один пояс и один путь”, который нацелен на расширение коммерческих связей по всему миру, способствовал более строгому подходу к оценке платежеспособности стран для одобрения кредитов. Согласно исследованиям John Hopkins, если объем выдаваемых Китаем кредитов в 2016 году превысил 30 миллиардов долларов, то в 2018 году сумма всех кредитов не превысила и 9 миллиардов. Президент Си Цзиньпин также пообещал отменить некоторую часть займов правительствам Африки и призвал государственные банки пересмотреть общий коммерческий долг.
Как утверждает автор статьи, для африканских стран существует бо́льшая вероятность ослабления долговых обязательств со стороны китайских банков, чем со стороны частных инвесторов. Как правило, частные инвесторы подают в суд за неисполнение долговых обязательств, и судебный процесс проходит в течение нескольких лет. Китайские же кредиторы пока не имеют большого влияния на заемщиков; также пока мало сведений о штрафных санкциях за неуплату, введенных китайскими банками. Согласно исследованию John Hopkins, за последние десять лет Китай списал долгов на сумму в 3.4 миллиарда долларов и реструктурировал долгов на сумму в 15 миллиардов долларов за последние десять лет.
Однако, несмотря на такие действия с китайской стороны, Африка уже сейчас сталкивается с серьезной рецессией. Это означает, что она останется в долговой яме надолго.
Насколько опасна такая экономическая экспансия? Неужели Китай по доброй воле инвестирует в Африку? Разумеется, нет. Ответ уже был озвучен невзначай — экономическая экспансия вызвана не стремлением получить свои денежные инвестиции с начисленными процентами, а утвердиться на континенте во всех смыслах. Утвердиться политически и экономически, подчиняя слабо развитые экономики своему влиянию. Отсутствие прозрачности, конфиденциальность условий договора должны только рассматриваться как подчинение местной буржуазии китайским интересам. Стоить ожидать, что африканские страны вновь станут экономическими колониями развитых экономик; в этом случае Китая.
Больше новых материалов и переводов в нашей молодежной группе.