Путь назад

Расслоение на бедных и богатых к концу первобытно-общинной эпохи случилось по двум причинам. Первое, это накопление богатства и появление излишков продуктов сверх необходимого минимума, что дало возможность освободить от совместного труда и содержать общественных распорядителей и второе, создание тем самым новых отношений собственности, взамен общественных, когда отделенные от общественного труда распорядители, начинают относится к общественной собственности, которой они распоряжаются, как к своей. Конечно накопление богатства и появление излишков, является только предпосылкой для разделение труда на умственный и физический, но само такое разделение ведет к возникновению отношений частной собственности всегда, когда эти отношения подготовляются известными материальными условиями.

Так например в СССР действовала практика номенклатурной обоймы, когда однажды туда попав, управленцы из нее уже не выбывают. Но, если такая практика оправдывала себя в начальный период кадрового голода, то в дальнейшем, в более поздние времена, несменяемая номенклатурная элита неминуемо должна была сменить форму собственности, что она и сделала в 91 году.

Одним из важнейших условий устойчивости социалистических отношений, является исключение или сведение к минимуму различных экономических интересов между частями социалистического общества, то есть создание условий единства экономических интересов в пределах всего социалистического общества. Так, как производство материальных благ стоит в центре общественной жизни, то в сфере производства и требуется в первую очередь создать экономическое единство. Экономическое единство в сфере производства будет достигнуто тогда, когда все общественное производство будет работать, как одна общественная фабрика по общему плану и по принципу планомерной организации труда. Всякий вопрос определения эффективности работы для отдельных звеньев такой фабрики отпадает сам собой как бессмыслица. Вопрос имеет смысл только как ответ на то, выполняет ли это звено план или нет. На практике такая организация производства, в масштабах всего общества, будет сведена к тому, что нет нужды строить отдельные предприятия с замкнутыми циклами производства.

Но одного экономического единства в сфере производства недостаточно, для устойчивости социалистических отношений. Как уже было указано выше, требуется преодолеть различие между умственным и физическим трудом, между трудом распорядителя и подчиненного, то есть преодолеть, свойственное капиталистическому миру, закрепленное отношение господства-подчинения за узким кругом лиц. Это положение безусловно прописано в марксизме, но оно ушло в тень, как мера далекого будущего, а не настоятельная необходимость сегодняшнего дня. Из этого совсем не следует вывод о необходимости децентрализации, отмены принципа единоначалия или тем более об отмене руководящей роли коммунистической партии, а наоборот требует усиление централизации, усиление роли коммунистической партии и принципа демократического централизма, усиление производственной дисциплины на основе единоначалия сверху до низу, но по принципу сменяемости и таким образом, чтобы через систему управления проходила значительная часть общества, не задерживаясь нигде.

К. Косов

Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие публикации

Значение потребительной стоимости в «Капитале»Значение потребительной стоимости в «Капитале»

В девяностые и нулевые годы в русском марксизме была популярна теория «закона потребительной стоимости», предложенная Виктором Долговым, Василием Ельмеевым и Михаилом Поповым. Ее брала на вооружение РКРП и конечно партия

Капиталистическое накопление и империализмКапиталистическое накопление и империализм

В начальный период развития капитализма рынки сбыта товаров ограничивались внутренними потребностями стран, в которых капитализм развивался. Объемы капиталистического производства были не велики, спрос на товары удовлетворял внутренний рынок. Дело в

Об ошибках понимания собственностиОб ошибках понимания собственности

Мы уже давно и упорно спорим со взглядами В.Дьяченко, который активно в наши дни пытается навязать марксизму свой метафизический взгляд на собственность и разделение труда. Для него нет разницы между