Политэкономия Кратко о сложном Революция или контрреволюция

Революция или контрреволюция

В широком значении слова революция, мы понимаем событие, характеризуемое резким переходом, от одного качества к другому, к новому качеству. Мы например, говорим о научно-технической революции, подразумевая переворот в науке и технике, или о культурной революции, имея в виду расцвет того или иного направления в культуре, которое отображает изменившиеся условия жизни общества. Эти революционные изменения всегда на виду, всегда наблюдаемы, но не всегда понятны, если вопрос касается общественных явлений. Есть такие процессы, которые скрыты от глаз, они происходят за спиной наблюдателя и они постепенным и невидимых взору накоплением мелких фактов и явлений, подготавливают к качественному скачку, то-есть к революции.

Какие же изменения в общественной жизни людей приводят к революции? Идеалисты говорят, что изменения происходят в головах людей, а потом уже люди воплощают эти изменившиеся идеи на практике. Марксисты, как последовательные материалисты исходят из обратного, они утверждают, что изменения происходят не в головах людей, а в материальных условиях жизни общества, в развитии производительных сил. Это потом, уже задним числом в головах людей оформляются и определяются изменившиеся материальные условия жизни и рождаются соответствующие новым условиям идеи. Когда, например развилось земледелие, на смену рабству пришел феодализм. В свою очередь, когда усовершенствовались орудия труда ремесленника и появились продукты для обмена, феодализм стал тормозить общественное развитие производительных сил.

Накопление противоречий между старым и новым, между феодальным способом производства и новым прогрессивным буржуазным привело к слому феодализма и революции буржуазной. Эта революция ознаменовала собой не только смену общественного строя, но и расцвет культуры, науки, искусства. Оживились общественная и политическая деятельность.

Как видим, не идеи рождают революцию, а материальные производительные силы в своем развитии подготовляют почву для революции и для новых идей. В эпоху феодализма никому не придет в голову исследовать товарное производство, если отношения обмена и связанное с этим отношением понятие товара развиты слабо и играют ограниченную местную роль. Невозможно прийти к научному содержанию коммунизма, не видя перед собой обобществления производительных ресурсов и прямого их распределения в пределах буржуазной фабрики.

Вместе с изменением материальных условий жизни общества меняется и его представление об окружающем мире, о самом человеке и его месте в обществе. Для каждого отдельного человека общественные отношения кажутся застывшими, «вечными». Городскому обывателю вырваться в своих представлениях из оков буржуазного права, освящающего собственность, представляется такой же безнадежной задачей, как древнему охотнику проникнуть в тайны торговли.

Материальные условия жизни имеют решающее значение в общественных отношениях. Скудные средства существования, свойственные добуржуазному способу производства обесценивали человеческую жизнь, делали невозможным развитие морали и права в современном их понимании. Но для того времени общественные отношения соответствовали развитию производительных сил. Как же бываем мы наивны, когда меряем общественные отношения ушедших эпох меркой своих современных представлений о морали и праве.

Всякий раз, когда уже сложившиеся общественные отношения начинают тормозить развитие производительных сил общества, воцаряются застой, а потом и упадок. Есть, между прочим, два сценария развития событий. При ослабленной и расшатанной политической системе последняя меняется на новую, тем самым приводя в соответствие новые производственные отношения развившимся производительным силам и тогда — это революция. Но, есть и другой сценарий развития событий, когда сильная политическая система оставляет прежние производственные отношения, но разрушает производительные силы, приводя их в соответствие с прежними производственными отношениями. Это контрреволюция. Такая контрреволюция, между прочим, в капиталистическом хозяйстве происходит каждый раз, когда ее охватывает кризис. Разрушая производительные силы общества капитализм приводит их в соответствие к своим неизменным отношениям. Это делает капиталистическую систему в известном смысле и на некоторое время устойчивой.

Необходимо заметить, что такая же контрреволюция, произошла и в СССР, когда мощная политическая система в лице ставшей оппортунистической КПСС начала разрушать развитые социалистические производительные силы приводя их в соответствие отставшим обуржуазившимся производственным отношениям. Конечно капиталистический реванш не может быть навсегда. Кризисы, дающие возможность временно продлевать стагнацию капиталистического способа производства, окончательно похоронят его открыв простор для полного развития производительных сил.

К. Косов

Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие публикации

ОлигополияОлигополия

Мы не раз сталкивались с понятием олигополии. «Мерседес», «Боинг» являются яркими примерами данного типа рынка. Так что же такое олигополия? Положительно ли она влияет на рынок? Давайте разберемся с этим

Экономические предпосылки индивидуализмаЭкономические предпосылки индивидуализма

Для организации классовой борьбы, для окончательной победы социализма и закрепления результатов социалистического строительства в любой стране или группе стран, недостаточно свергнуть диктатуру буржуазии и вырвать у нее средства производства, установив

Фазы формацииФазы формации

Попробую отойти от привычного подхода к коммунизму, в котором с подачи Маркса («Критика готской программы») обычно выделяют две фазы: первую — изживание «родимых пятен капитализма», и вторую — полный коммунизм.